Логотип

Психологическая реабилитация

Московский государственный психолого-педагогический университет

Рекомендации родителям детей с хроническими соматическими заболеваниями

Куртанова Ю.Е.

Дети с хроническими соматическими заболеваниями часто испытывают психологические трудности. Помочь им в преодолении или облегчении их тяжелых переживаний могут не только психологи, но и родители этих детей.

Для этого нужно:

1. Дать ребенку адекватную информацию о заболевании для того, чтобы снизить страх ребенка перед болезнью.

Дети не должны бояться болезней. Их надо научить лечиться и выздоравливать.

Чаще всего дети начинают испытывать страх перед болезнью, беспокоиться о своем состоянии и своем будущем из-за низкой или неправильной информированности. Задача родителей — грамотно и толково рассказывать ребенку о причинах и течении его болезни. Ребенок должен знать, что происходит в его организме. Ему важно понимать, что говорит врач о его состоянии, потому что непонятные слова зачастую только запутывают и пугают. Содержание информации о болезни должно соответствовать возрасту ребенка. Объяснение должно быть доступным и понятным для него. Преподнесение информации о болезни должно также соответствовать личностным особенностям ребенка. Если ребенок тревожный, чувствительный, ранимый, то информация должна быть дозирована, она должна даваться постепенно, чтобы ребенок привыкал к новым обстоятельствам болезни.

Восприятие ребенком информации о течении заболевания всегда определяется родительским отношением. Поэтому важно, чтобы при разговоре с ребенком о его болезни родители не проявляли волнения, говорили спокойным, уверенным голосом. Если родитель спокоен, это спокойствие передается и ребенку.

2. Вселить уверенность в выздоровлении

При длительном лечении дети часто теряют веру в выздоровление. Задача родителей — постоянно поддерживать у детей веру в выздоровление. При этом не следует обещать ребенку, что он в скором времени выздоровеет, если это противоречит прогнозам врачей. В таком случае ребенок перестанет доверять родителям, видя, что быстрых результатов в лечении не происходит. Перед ребенком надо ставить близкие и достижимые цели в лечении и стремиться к их осуществлению. Важно делать акцент на самых малейших улучшениях в соматическом состоянии ребенка. Даже при самых неизлечимых, казалось бы, на данный момент заболеваниях ребенок и его родители должны верить в будущие возможности медицины. Родители должны направлять все личностные ресурсы ребенка на выздоровление. Вера в возможность выздоровления — один из самых важных аспектов, определяющих успешность лечения. Главное, что может вселить в детей уверенность в выздоровлении — это уверенность родителей, что вылечить ребенка возможно.

3. Сформировать у ребенка активное отношение к лечению

Необходимо воспитать в ребенке активное отношение к лечению. Ему должно быть понятно, для чего он проходит процедуры, пьет лекарства, каких результатов при лечении может достичь. Но при этом важно, чтобы лечение не стало главным содержанием его жизни. Помимо лечения дети нуждаются в играх, учебе, общении, развлечениях — во всем том, что есть в достатке у их здоровых сверстников.

4. Доверять лечащему врачу

Для формирования у ребенка адекватного отношения к болезни важны положительные взаимоотношения между родителями и лечащим врачом. От характера этих взаимоотношений во многом зависит как актуальное состояние ребенка, так и процесс его дальнейшего психического развития. При недостаточном взаимопонимании родителей и врача возможно развитие негативных реакций ребенка по отношению к лечению. Напротив, доверие родителей к лечащему врачу укрепляет веру ребенка в выздоровление. Уважение к знаниям лечащего врача и доверие ко всем его назначениям делают родителей не только незаменимыми сотрудниками в лечебном процессе, но и создают атмосферу надежды, веру в скорый благополучный исход болезни. Ребенок чувствует настроение родителей, получающих необходимое руководство по его лечению. У него самого улучшается настроение и общее состояние, когда о нем заботятся родители, верящие в правильность направления лечения. Эта вера положительным образом влияет на результаты лечения, на процесс выздоровления ребенка.

5. Сформировать у ребенка адекватное отношение к самому себе

Родители тяжело и длительно болеющих детей часто практикуют воспитание по типу гиперопеки, что не позволяет ребенку быть самостоятельным, полноценно общаться, пробовать что-то новое, делать ошибки. Тревожное, гиперопекающее отношение родителей, как правило, приводит к тому, что у ребенка формируется страх перед болезнью, появляется чувство безысходности. Ребенок думает: «Если мама так волнуется за меня, значит моя болезнь очень серьезна». Родителям следует научиться не считать больного ребенка особенным, не проявлять к нему исключительного отношения. Ребенок не должен чувствовать себя не таким, как его здоровые сверстники, не должен видеть в болезни недостаток. Болезнь — это физическая особенность развития, с которой ребенку предстоит научиться жить. Родителям важно научить ребенка справляться с болезнью, научить контролировать ее проявления, сделать так, чтобы болезнь не мешала полноценной жизни ребенка. Для этого родители могут акцентировать внимание на тех аспектах жизнедеятельности, которые доступны для ребенка, не смотря на наличие заболевания (например, творческая, интеллектуальная деятельность).

Если родители говорят с ребенком не только о его болезни, проявляют интерес к его дружеским отношениям, школьным делам и развлечениям, тогда заболевание не становится единственным фактором, определяющим развитие ребенка. Создается нормальная ситуация для социализации ребенка, его полноценной адаптации в обществе.

6. Предотвратить самообвинение ребенка в возникновении заболевания

Родители никоим образом не должны наталкивать ребенка на мысль о том, что болезнь — это его вина. В том, что ребенок болен, не виноват никто, и он должен об этом знать. Иначе чувство вины за собственное состояние ребенок будет нести через всю свою жизнь. Это чувство вины будет негативно влиять на формирование самооценки и все психологическое развитие ребенка в целом.

7. Удовлетворить потребности ребенка в сфере общения

У больных детей зачастую отмечается неудовлетворенная потребность в общении. Быстрая утомляемость, приступы болезни, всевозможные ограничения контактов со сверстниками создают барьер для полноценного общения больного ребенка. Это отрицательно влияет на его культурное развитие, формирование личности, обусловливает негативные особенности психической деятельности. Задача родителей — по мере возможности позволять ребенку вести такой же образ жизни, какой характерен для его здоровых сверстников. А именно, очень важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями мог учиться в обычной школе, не находиться на домашнем обучении. Нет ничего страшного в том, что он будет посещать не все занятия или не будет выполнять в полном объеме домашние задания. Крайне желательно, чтобы ребенок, страдающий соматическим заболеванием, мог посещать кружки дополнительного образования, где, как правило, и налаживаются неформальные контакты между детьми. Необходимо чаще отпускать ребенка гулять с друзьями, позволять приводить их к себе домой. Очень важно, чтобы сама семья больного ребенка не была закрыта от социума, чтобы родители могли стать для ребенка примером эффективно общающихся людей.

8. Продумать вопрос о профессиональной ориентации ребенка с учетом его способностей, интересов и ограничений, связанных с заболеванием

Детям с соматическими заболеваниями в подростковом возрасте сложно чувствовать себя уверенными, строить планы на будущее, ведь их состояние здоровья ограничивает выбор будущей профессии. Родителям необходимо серьезно отнестись к этой проблеме и совместно с ребенком обсудить, какую профессию реально получить в соответствии с его способностями, интересами и физическими возможностями.