Логотип

Психологическая реабилитация

Московский государственный психолого-педагогический университет

Отношение родителей к взрослению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (на примере синдрома Дауна)

Кислица Галина Константиновна

Если говорить о возможном психологическом аспекте, то мне приходит мысль, что слом в настроении, поведении может быть вызван «запоздалой» реакцией взросления. Своеобразный аналог подростковых проблем, когда ребёнок пытается всеми правдами и неправдами вырваться из-под родительской опеки. Ведь дети с синдромом Дауна проходят все те же стадии развития, а стало быть взросления, только в своём темпе. И психологам известно немало историй, когда послушные, покладистые дети вдруг начинают «взрываться» в подростковом возрасте и становятся совершенно невыносимыми с точки зрения родителей.

Однако, для того чтобы делать подобные выводы, важно знать следующие моменты:

1. Необходимо понять, как строились взаимоотношения с ребенком до моменты подросткового кризиса. Что брала на себя мама, и какая степень свободы оставлялась ребенку. Например, в ситуации гиперопёки, трудности поведения проявляются особенно остро, против такого стиля родительского отношения особенно бурно протестуют подростки. Кажется, сами жизненные обстоятельства подталкивают к тому, чтобы хорошая мать взяла решение и исполнение всех житейских вопросов и обязанностей на себя. И, тем не менее, мы знаем, что наступает момент, когда человек чувствует себя взрослым, непохожим на своих родителей, и ему хочется самостоятельности. И он зачастую требует её, в том числе и через протестное поведение, эмоциональную агрессию против родителей, в которых видит главных виновников своей несвободы. Может быть, у ребенка наступает такой момент, когда он хочет внутренне отделиться от мамы, а это не удаётся, он не находит взаимопонимания и вообще понимания (взаимного) как это можно сделать?

2. Каковы внутренние ожидания родителя относительно ребенка: в плане социализации, состояния внутренней удовлетворённости ребенка. Поясню, бывает так, что родитель, который очень много сил, энергии, эмоций вкладывал в ребёнка рассчитывает на то, что тот всегда будет довольным, покладистым, благодарным. А этого не происходит. Ребёнок (уже взрослый) демонстрирует своё плохое настроение, неудовлетворённость и т. п.У него, как у самостоятельного человека, имеются к тому свои собственные причины, но родитель зачастую воспринимает это как своеобразное указание на то, что это он плохой, он что-то делает не так, неправильно. Как будто ребёнок своей неудовлетворённостью обвиняет его. Возникает обида, а за ней в тени прокрадывается злость на несправедливость — ведь столько вложил. Эта внутренняя раздражённость улавливается ребёнком без всяких слов и лишь увеличивает его собственное раздражение. Возникает своеобразный порочный круг, отношения портятся, может появиться агрессия в отношениях, а причина — в собственных страхах, неудовлетворённости собой и чувствах вины и обиды. Подчеркну, причины этих чувств могут быть не связаны с родителем. У взрослого ребёнка могут быть для них собственные причины. И тогда в жизни действует правило «Чем спокойнее я отношусь к поведению своего ребенка, тем лучше она себя ведёт». В таком случае, чем скорее мама найдёт эффективные для себя способы достижения внутреннего равновесия, тем спокойнее и миролюбивее будет живущий рядом с ней взрослый ребёнок.

3. В какой форме происходило взаимодействие матери и ребенка — это было больше общение или в основном уход? Бывают такие взаимоотношения, когда родителям кажется, что главное, чтобы ребёнок был ухожен и ни в чём не нуждался в материальном плане. Фактор общения, эмоциональной близости уходит на второй план. Часто дети не могут изменить эту ситуацию, будучи детьми и смиряются с ней. Но когда вырастают и начинают ощущать уже свою взрослость (пусть это ещё не полная самостоятельность) начинают «мстить» за недостаток эмоционального тепла в более раннем возрасте. Иногда это может выражаться в отвержении родителя, неконтактности, в эмоциональной агрессии. Тут ещё важно знать, со всеми ли ребёнок ведёт себя подобным образом или это касается каких-то определённых людей.

Возврат к списку