Логотип

Психологическая реабилитация

Московский государственный психолого-педагогический университет

Некоторые вопросы, задаваемые родителями, имеющими детей с диагнозом умственная отсталость

Не секрет, что поставленный диагноз «умственная отсталость», волнует многих родителей и рождает много вопросов, связанных как с настоящим, так и с будущим их ребёнка.  Один из таких вопросов — можно ли снять диагноз умственная отсталость в будущем? Побудительные мотивы понятны — подобный диагноз сужает возможности взрослого человека. Вопрос этот задают люди, которые успешно решили для себя первую задачу образования особого ребёнка — максимально открыли для себя мир, освоились в нём и понимают, что происходит вокруг. Во всяком случае, в том окружении, в тех жизненных сферах, с которыми им приходится контактировать. Соответственно, на пороге взросления, человек уже задумывается о выборе интересующей его сферы знаний, с тем, чтобы освоив её реализовать себя в работе. Это естественная и, прямо скажем, одна из важнейших потребностей человека. Человек существо социальное и ему важно быть принятым социумом, быть нужным социуму. К сожалению, в нашем обществе существует недоверие, «опаска» по отношению к любому человеку, имеющему инвалидность, тем более диагноз «умственная отсталость». Большинство людей не знают, а потому, не видят разницы между людьми, имеющими различные степени умственной отсталости. Поэтому естественно у тех, кто успешно адаптировался к жизни в ходе школьных лет, возникает желание полностью убрать диагноз. Безусловно, каждый человек имеет право на пересмотр диагноза. Оговоримся сразу, один психолог (а часто именно ему задаётся подобный вопрос) как бы позитивно не складывалось его общение с клиентом, не в силах, да и не имеет права решать подобные вопросы. Подобные вопросы могут быть решены только гос. учреждением медико-социальной экспертизы. В случае, если вам кажется, что решение, которое принимает комиссия ошибочно — придётся заручиться поддержкой юриста и уже в сотрудничестве с ним продолжить начатый процесс пересмотра диагноза. Как мы понимаем, процесс этот непростой и требует достаточно сил и времени. Чтобы представить себе, что может потребоваться, посмотрите информацию на следующих сайтах:

http://www.npar.ru/forum/index.php?mode=thread&id=829#p848 
http://www.notabene.ru/roo_i-man/ivanushka.html.

И ещё. Психологи, как известно, народ осторожный. Поэтому стараются донести до своих клиентов мысль о том, что любое явление, любую задачу, полезно рассмотреть с разных сторон. Действительно, бывают случаи, когда происходит «передиагностика», и, перестраховываясь, специалист делает выбор в сторону более серьёзного диагноза. Здесь профилактика только одна — пройти диагностику дважды в разных структурах. Бывает и такой вариант — человек «перерастает» диагноз. Работающие с детьми специалисты, знают, что психика детей очень пластична — гармоничное, поддерживающее окружение и грамотная работа порой могут делать «чудеса» и ребёнок выправляется. Правда здесь есть один «подводный камень». Достаточно ли этого «рывка в развитии» для 100%-ной нормы. Здесь ничего нельзя сказать за глаза, потому что каждый такой случай индивидуален. Да и о субъективности восприятия близких людей тоже нужно помнить. Это прекрасно, что близкие люди видят своего ребёнка в самом лучшем свете, это то, что даёт ему силы для развития. И вместе с тем, следует помнить, что окружающий социум (не зная ни о каких диагнозах), может воспринимать ребёнка по-иному. Да и условия в «большом мире», отличаются от домашних и коррекционных в сторону жёсткости (там не работает понятие поддерживающая атмосфера). Следует помнить и о том, что помимо интеллектуальной нагрузки, каждому необходимо уметь выдерживать эмоциональную нагрузку, соответствующую современному социуму. Хорошо это или плохо, мы сейчас не обсуждаем. Так есть и с этим приходится считаться. В некоторых случаях, диагноз, как это ни парадоксально, может служить своеобразным буфером, защищающим отдельного человека от слишком жёсткого давления социума. Мы понимаем, что подобная мысль, многим может показаться неприятной. И всё же не стоит отметать её сразу. Лучше всё ещё раз обдумать, взвесить. Возможно в ряде случаев лучше идти по пути смягчения диагноза, а не полной его отмены, одновременно расширяя для себя сферу возможной деятельности и сохраняя некоторые защитные механизмы, предоставляемые государством. Для решения этого непростого вопроса советуем проконсультироваться со специалистами правовой группы Центра лечебной педагогики (Москва) или получить консультацию, отправив свой конкретный вопрос по адресу: pravo@osoboedetstvo.ru.

Много полезной и специализированной информации можно найти в книге: 
Права особого ребёнка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее: Руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образовании и сферы реабилитации / Р.Дименштейн, Е.Заблоцкис, П.Кантор, И.Ларикова; под ред.И. Лариковой. М.:Теревинф, 2010.