Логотип

Психологическая реабилитация

Московский государственный психолого-педагогический университет

Как уложить ребенка спать

Вопрос: Здравствуйте. Моей дочке 1 год и 3 месяца, у нее проблемы со сном (часто просыпается, плачет, ее сложно успокоить), особенно тяжело уложить спать на ночь, укладываю по 40-50минут,с дневным сном полегче. В течение дня подвижная, играет, бегает, капризничает не часто.

Добрый день! 
На расстоянии сложно определить причины тяжёлого засыпания именно Вашего ребёнка, поэтому ответ будет в несколько обобщённой форме. Вы  же,  как внимательная и заинтересованная мама, сможете самостоятельно выбрать те сведения, которые подойдут именно Вам.

Причины плохого засыпания могут быть связаны с какими-то нарушениями здоровья, с неадекватным для ребёнка режимом дня и распределением нагрузки в течение него, с психологическими особенностями вашего ребёнка и семьи в целом.  Поэтому есть смысл посоветоваться с разными специалистами, в том числе с детским врачом. Возможно, вашей девочке нужны какие-то простые успокоительные процедуры, вроде купания в тёплой ванне с успокаивающими травами.

Теперь давайте поговорим о психологии. Судя по возрасту дочки, она не так давно начала ходить (или уже внутренне готова к этому). Мы взрослые, иногда даже не задумываемся о том, как меняется мир, когда ребёнок из относительно пассивного сидячего-лежащего состояния переходит к хождению.  Мир вокруг него меняется и вместе с этим многократно возрастают возможности ребёнка и его желания. Порой желания двигаться, исследовать, осваивать что-то новое кажутся просто неукротимыми. Кажется, ребёнок готов заниматься чем-то интересным с его точки зрения до полного изнеможения. А взрослые препятствуют этому, укладывая спать. С точки зрения малыша, мы неправы. Многие дети ещё не способны самостоятельно регулировать свою нервную систему (в 1 год она ещё не полностью развита, а только развивается). Поэтому они искренне не чувствуют наступающего утомления до тех пор, пока буквально не валятся с ног. Сами понимаете, подобный сценарий не слишком полезен для здоровья. Отдыхать нужно своевременно, т.е. ещё до наступления сильного утомления. Поэтому так важно установить для ребёнка адекватный его силам режим дня, который включает сон, игру, прогулки на свежем воздухе, еду. Часто именно в возрасте около года начинаются проблемы со сном. Что значит «адекватный его силам»?  Это значит, что у разных детей может быть разная по силе и возбудимости нервная система. И для одного нужно много бегать и прыгать, хорошенечко устать, и тогда он быстро засыпает. А другой не так уж много и бегает, а утомляется быстрее и как-то «неярко», нужно внимательно следить за ребёнком, чтобы увидеть, что он уже устал. Зачем? Да потому, что переутомление приводит к тем же поведенческим проявлениям, что и объективная неготовность ко сну. Переутомившегося ребёнка так же сложно уложить спать, как абсолютно бодрого и полного сил. Говорим об этом потому, что среди молодых мам бытует и такое мнение – зачем класть спать ребёнка  в 9 вечера или укладывать днём, если он и не устал вовсе. Для кого-то это верно, и тогда ребёнка не обязательно заставлять спать днём – достаточно просто немного полежать, слушая спокойную музыку, сказку или тихо играя с мягкой игрушкой.  Полежать всё же стоит, чтобы нервная система немного отдохнула ( кстати, ребёнок вполне может заснуть в процессе игры). Бывает, что подобный режим (без обязательного сна днём), позволяет ребёнку быстрее и спокойнее засыпать  вечером. Но это не для всех детей. Тут надо понаблюдать за ребёнком. А каким-то деткам нужно спать днём обязательно.

В любом случае, дневной ли сон, или тихое слушание (лёжа) сказок должно быть в одно и то же время. Потому, что нервная система и психика ребёнка постепенно привыкают к определённому расписанию. Даже если Вам кажется, что это не так – просто поэкспериментируйте.

Весьма полезно поиграть с дочкой в процедуру укладывания спать в течение дня. Покажите,  как вы укладываете спать мишку или зайчика, которых она любит.  Погладьте, спойте им песенку. Только укачивайте их не на ручках, а в кроватке (это может быть простая коробочка). В общем, укладывайте зверушек спать так, как Вы хотели бы укладывать дочку.  Изобразите, что выключаете свет и тихо выходите из комнаты. Если зверушки вдруг начнут плакать (дочка обязательно вам подыграет) – вернитесь, тихо погладьте их и снова выходите. Иными словами, отыграйте весь процесс укладывания с помощью игрушек. Объясняйте им (а не напрямую дочке), почему нужно спать и что будет делать в это время мама, и как правильно ведут себя маленькие зверушки. Можете отыграть варианты выспавшихся и не выспавшихся зверушек.  Как показывает опыт, дети включаются в игру, ведь тема эмоционально значима для них.  Не смущайтесь, если самый первый раз дочка будет просто смотреть за игрой. Скорее всего, она сама потом постарается повторить Ваши действия. Используйте простые слова, заменители слов звуками, знакомые и понятные ребёнку движения.  Будьте внимательны к инициативе девочки. Она вполне может постараться внести свои коррективы в сюжет задуманного вами действия, что ж проявите гибкость, разыграйте новый разворот событий.  В общем, следуйте за ребёнком и вместе с тем выходите на свою линию – зверушки учатся ложиться спать, им хорошо, они встают довольные и весёлые, мама их любит. 

Иногда взрослым сложно играть с детьми, потому что сама игра, особенно с маленьким ещё ребёнком, кажется им чем-то примитивным и малоинтересным. Помните, что ребёнок смотрит на мир по-другому. И для него это серьёзная возможность в безопасной для себя форме осознать и освоить что-то новое.  Ведь все страсти (слёзы, обиды, ссора с мамой) происходят не с ним, а со зверушками. А он может посмотреть на это со стороны, попробовать разные варианты поведения и лично на него при этом никто не сердится. Дети эмоционально включаются в игру, но накал страстей иной, мозг свободен для восприятия. Следует быть готовой к тому, что эту игру придётся повторять не один раз. Малышка сама подскажет как часто и долго ей это надо.  Если вернуться из мира игры в реальность, то постарайтесь класть дочку всё же не поздно, часов в 9 вечера и обязательно убирать свет.  Эти рекомендации связаны не столько с традицией, сколько с естественными физиологическими процессами, существующими в нашем организме. Современные исследования физиологов показали, что нарушение светового режима дня, чем в огромном большинстве страдают жители больших городов – очень вредно отражаются на здоровье. Это связано с определённой цикличностью выработки гормонов в организме, в частности такого гормона как мелатонин, недостаток которого (а он активнее вырабатывается в тёмное время суток) ведёт к проблемам  с засыпанием и повышенной утомляемости. Поэтому и взрослым, и детям не следует приучаться спать при свете. Гасите свет в комнате до того, как собираетесь выйти. Некоторое время побудьте с ней в комнате без света – можете промурлыкать песенку, тихонько погладить её и после этого выйти. Если Вам кажется, что ребёнок боится темноты (обычно страх темноты у детей наступает года в 3 – 4) просто не прикрывайте плотно дверь, чтобы было понятно, что там люди, есть какое-то движение, негромкие звуки. Полнейшую тишину организовывать не нужно.  И тревожно прислушиваться, не «мурзится» ли ребёнок тоже. Бывает так, что детки какое-то время поворчат, посопят, сами себе что-то напоют-наговорят на своём языке (даже пожалуются, не страшно) и засыпают. Реагировать на каждый звук со стороны детской кроватки не нужно. Если чувствуете, что для Вас это сложно – обратите внимание на собственную тревожность.  Дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние мамы, и у тревожных мамочек детки  тоже становятся тревожными.  Поэтому позаботьтесь о себе. Сейчас много хорошей литературы, можно обратиться к специалисту. Просто знайте, что чем  Вы спокойнее и увереннее в своих действиях, тем спокойнее осваивает мир и его правила ребёнок.

Педагог-психолог Ресурсного центра Кислица Г.К.