Логотип

Психологическая реабилитация

Московский государственный психолого-педагогический университет

III Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия

18-19 декабря 2013 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся III Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия».

Организаторами семинара выступили Региональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей с отклонениями в развитии и их семей «Круг», ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГППУ), Посольство Республики Франция в Российской Федерации, Общественная неправительственная организация ACER-Russie (Франция).

Целью семинара явился обмен международным опытом по практическому использованию искусства и творческой деятельности в целях образовательной, социальной и культурной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также для обеспечения их права на полное участие в жизни общества (включая культурное творчество), провозглашенное Конвенцией ООН о правах инвалидов 2006 г.

В семинаре приняли участие 25 человек, в их числе – психологи, педагоги, организаторы театральных проектов, актеры, режиссеры особых театров (театров с участием актеров с инвалидностью), арт-терапевты, организаторы реабилитационной работы, работники искусств. В семинаре приняли участие 1 доктор наук и 1 кандидат наук. В числе участников семинара был специалист из Франции – Ренато Перейра да Понте, административный директор театра «Кристалл» (Бомон-сюр-Уаз, Франция), деятельность которого сосредоточена на налаживании отношений между культурой и обществом, причем особое внимание уделяется возможностям профессионализации актеров с ограниченными возможностями здоровья в процессе постановки спектаклей.

Главным организатором со стороны МГППУ являлась лаборатория проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Института проблем инклюзивного образования.

18 декабря III Российско-французский семинар начал свою работу в МГППУ (ул. Сретенка, 29, зал заседаний ректората). Семинар открыл Алексей Юрьевич Шеманов, доктор философских наук, заведующий лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО МГППУ. С приветствием к гостям и участникам семинара обратилась Мари Керль, советник по социальным вопросам Посольства Франции в Москве. Она подчеркнула важность развития творческой деятельности для реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, отметила важность российско-французского взаимодействия в этой области и давнюю традицию сотрудничества МГППУ, Посольства Республики Франция в Российской Федерации, Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей с отклонениями в развитии и их семей «Круг» и Общественной неправительственной организация ACER-Russie (Франция) в развитии данного направления и инклюзивного образования на всех уровнях образования в целом.

Работа семинара началась докладом д.филос.н. А.Ю. Шеманова, который осветил проблему доступности культуры в контексте культурно-динамической модели творчества. Затем выступил Сергей Владимирович Лебедев, журналист, критик, член Союза журналистов Москвы с сообщением о социальных проектах в сфере театрального искусства и их роли институциализации творчества людей с инвалидностью и изменении общественной атмосферы в отношении к особому искусству. Анализ системы персонажей в особом театре в контексте развития культурной рефлексии был представлен в докладе Натальи Тимофеевны Поповой, с.н.с. лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО МГППУ, руководителя структурного подразделения «Круг» ГБОУ ЦДТ «Строгино», председателя правления Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей с отклонениями в развитии и их семей «Круг», председателя оргкомитета Фестиваля особых театров «Протеатр». Этот доклад проходил в режиме телемоста с Алтайским государственным университетом (г. Барнаул), где проходил круглый стол на тему «Инклюзивное образование в поисках оптимальной модели». В том же режиме было сделано сообщение Р. Перейро да Понте о деятельности театра «Кристалл» в парижском округе Бомон-сюр-Уаз в интеграции людей с ментальной инвалидностью в профессиональную деятельность в области театра и их актерской подготовки.

Во втором пленарном заседании (ауд. 414) обсуждались вопросы организации театрального творчества актеров с инвалидностью во Франции на примере деятельности театра «Кристалл» (Р. Перейро да Понте), опыт адаптации британской модели организации театральной работы с участием людей с инвалидностью в условиях России, который был проанализирован Татьяной Викторовной Троицкой, председателем РОБФ «Таганский детский фонд», проблемы институциализации театра неслышаших актеров в России на примере театрального проекта неслышащих актеров «Недослов» (Москва), который представил актер данного театра Алексей Викторович Раев.

После пленарного заседания участникам семинара были предложены 2 мастер-класса. Первый из них был проведен Натальей Тимофеевной Поповой, а второй Оксаной Юрьевной Сухаревой, руководителем театральной студии «Я и Ты», г. Псков. Тема мастер-класса Н.Т. Поповой была посвящена проблеме реализации задачи синтеза эстетических и реабилитационных задач в практике интегрированной театральной студии, а мастер-класс О.Ю. Сухаревой был основан на опыте работы студии «Я и Ты» с актерами, имеющими преимущественно расстройства аутистического спектра.

19 декабря участники семинара имели возможность познакомиться с деятельностью РОО СТР «Круг» и ГБОУ ЦДТ «Строгино».

По завершении первого дня семинара его участниками были приняты Рекомендации семинара членам профессионального сообщества, занятым поддержкой искусства лиц с ОВЗ как социокультурного фундамента инклюзивного образования, участники семинара констатировали, что искусство не только может быть источником практик, имеющих терапевтическое значение, но обладает также существенным потенциалом для социальной и культурной инклюзии любого человека, входящего в общество со своим творческим вкладом. В этом состоит важное значение практик искусства (и творческой социокультурной деятельности в целом), работающих над созданием фундамента, в том числе мотивационного, для включения в образовательную деятельность.